Вторник, 30.04.2024, 05:54
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории каталога
Street Dance. Уличный танец [9]
Стили и направления уличного танца.
что такое танец? [1]
Теория, история.
Модерн-джаз [2]
Модерн. Джаз. Модерн-джаз
Танцы разных народов. [7]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1009
Главная » Статьи » О танце » Танцы разных народов.

Капоэйра. Capoeira.

Капоэйра. Capoeira.

 

С недавних пор в России стал развиваться весьма необычный для нас вид танца-единоборства - капоэйра. Капоэйра - это одновременно боевое искусство, танец, игра и живые, зажигательные бразильские мелодии и песни.

Капоэ́йра (порт. Capoeira) — бразильское национальное боевое искусство, бой-танец, сочетающий в себе взрывную акробатику и мощь ударов с национальной бразильской музыкой и огненным весельем Игры. Как боевое искусство отличается эффективным использованием низких стоек, ударов ногами и большим количеством акробатических элементов. Современная капоэйра, в отличие от её ранних форм, не используется в боевых целях, и, хотя существуют чемпионаты мира по полноконтактной капоэйре, но обычная практика — это бесконтактный бой. Капоэйра - это действительно искусство, в котором традиции определяют порядок проведения встреч, форму, непременную музыку и аттестацию капоэйристов. Пожалуй, «традиции» — сказано слишком громко, на самом деле дух капоэйры — это игра и свободная импровизация. Ритм музыки задает темп, настроение встречи. Все движения пластичны, свободны и естественны.

Основы капоэйра, ее неповторимые дух и эмоциональность помогут не только хореографу, но и танцору, скажем, хип-хопа, брейка или даже r’n’b. Новые элементы пополнят запас танцевальных движений, добавят танцам экзотичности и позволят с легкостью импровизировать под любую ритмичную музыку.

Происхождение названия.

Нет точной информации и о происхождении слова капоэйра (capoeira).Одни источники утверждают, что это слово происходит от названия вида куропатки, отличающейся весьма агрессивным характером, другие говорят о происхождении слова от индейского названия низкой растительности, третьи о том, что название пошло от старого испанского слова capoeira, что переводится как танец.

 

История капоэйры.

Достоверные сведения о капоэйре начинаются с XVIII века, но, очевидно, её зарождение относится к более раннему времени. Существует множество мнений, касающихся истории возникновения и развития капоэйры как воинского искусства. В наиболее распространенной версии говорится, что это искусство было создано африканскими рабами, вывезенными в Бразилию.
В 1500 году португальцы высадились в Бразилии. В качестве рабов они использовали местных индейцев. Но индейцы либо быстро погибали в неволе, либо убегали в сельву. И тогда было решено ввозить в Бразилию рабов из других португальских колоний - Анголы, Мозамбика, Гвинеи, Конго. Рабы привезли свою культуру и традиции, часть которых позже стали одной из составляющих капоэйры. У некоторых африканских племен существовал обряд "N''golo", что означает "Танец зебр". В этом танце молодые воины вступали в ритуальный бой друг с другом. Этот танец в сочетании с некоторыми другими боевыми традициями африканских племен, лег в основу капоэйры.
Как и индейцам, многим африканцам удавалось бежать. Беглые рабы образовывали "свободные поселения". В этих поселениях капоэйра формировалась и развивалась как боевое искусство, обогащаясь различными знаниями и техникой.

Документированный этап, своего рода новая история капоэйры, начинается подписанием Золотого Закона в 1888 г., который отменил рабство. Нужно отметить, что ввоз рабов был запрещён ещё раньше — в 1850 г. законом Кейроза, но на протяжении ещё почти сорока лет работорговля продолжалась нелегально. Хотя официально все индейцы, негры и метисы были уравнены в правах с европейцами, дискриминация по-прежнему процветала. Кандомбле и капоэйра оказались под запретом, возникло Сопротивление. Так капоэйра стала одновременно оружием среди подпольщиков и уличных банд. В 1892 г. практика капоэйры была запрещена первой конституцией Бразильской Республики.

Лучше всего капоэйра того времени описана в книгах Жоржи Амаду «Лавка чудес» и «Капитаны песка».

 

Разделение стилей.

В 1930 году военный переворот изменил политическую ситуацию в стране. Ослабли гонения и на капоэйру как на проявление народной культуры.
В 1932 году открылась первая в истории официальная школа капоэйры. С этого момента началась легализация капоэйры, как национального вида борьбы. В капоэйре появились два стиля, две школы. Стиль "Капоэйра Режиунал" ориентирован на боевые аспекты, а стиль "Капоэйра Ангола" на её традиционно ритуальный и игровой характер.
Мастер Бимба(Mestre Bimba),- настоящее имя Мануэль Дос Рейш Машаду, который являлся создателем стиля Capoeira Regional (региональный стиль Баии), открыл первую официальную академию капоэйры, в которой он преподавал капоэйру по специальной, им разработанной методике. Но школа Мастера Бимбы была инновацией в мире капоэйры, первой же школой истинно традиционной капоэйры, получившей в дальнейшем название Capoeira Angola, стала школа Мастера Паштиньи (Mestre Pastinha), открытая в 1941 году.

Современная капоэйра имеет два основных направления - Капойэра Ангола (Capoeira Angola), более медленая, силовая, с зависаниями в перевернутом положении, пронизанная магией Кандомбле (Candomble), требующая недюжинных физических сил. Существует также стиль Капоэйра Режиональ (Capoeira Regional).

Между стилями существует разница по скорости и способу исполнения движений. Однако современные капоэйристы выступают как приверженцы единого стиля, не противопоставляя между собой Аноголу и Режиунал, объясняя разницу в стилях лишь в способе проявления своего внутреннего состояния посредством движений.

Капоэйра в Европе.

Первое близкое знакомство Европы с капоэйрой, по-видимому, датируется 1951 годом — европейским туром артистической труппы Companhia Brasiliana, за которой последовали другие, например Furacões da Bahia или Brasil Tropical, основанная мастером Камиза Роша. После этого отдельные специалисты получили возможность оставаться здесь на продолжительное время, обучая капоэйре или выступая с сольными номерами. Пионером европейской капоэйры считается Martinho Fiuza, приехавший в 1978 г. Следует отметить, что регулярное преподавание капоэйры в США началось всего на три года раньше — в 1975 г. мастером Jelon Vieira (школа Senzala) в Нью-Йорке. В 1980 г. в Германию прибыл Пауло Сикейра (Paulo Siqueira), это событие принято считать началом непрерывного развития капоэйры в Европе.
В 1987 г. состоялась первая летняя встреча Capoeira Summer Meeting, организованная Маркушем Чина (Marcos China) и групой Senzala в Париже. В ней приняли участие многие мастера из Бразилии: Peixinho, Toni, Garrincha и Sorrizo, а также уже закрепившиеся в Европе: Lua (Швейцария), Grande (Франция), Samara (Голландия). Через год в Париже была устроена еще одна встреча.
С 1989 г. летний лагерь проводится в Гамбурге организацией Пауло Сикейры Capoeuropa. Эта шестидневная встреча является одним из крупнейших событий в календаре европейской капоэйры. Каждый день проходит от 6 до 9 занятий в трех группах, дифференцированных по уровню подготовки. Дополнительно предлагаются факультативы по африканским танцам и игре на музыкальных инструментах.
Из других значительных ежегодных фестивалей можно выделить International Capoeira Angola Meeting (Берлин, Вена) и пасхальную встречу в Амстердаме. 

 

Капоэйра в России.

Массовое увлечение капоэрой появилось в 1994 году вместе с фильмом «Только сильнейшие», где в главной роли снялся Марк Дакаскас. Первыми капоэйристами в России были энтузиасты с огромным желанием учиться, но практически без доступа к информации. Обучение по фильму, компьютерным играм и сведениям из интернета было чуть ли не единственно возможным. Нередко недостаток знаний в капоэйре компенсировался опытом в других боевых искусствах, акробатике, спортивной гимнастике и брэйк дансе.

Ситуация начала меняться в лучшую сторону, когда русские капоэйристы стали посещать тренировочные лагеря и семинары по капоэйре в Европе, США и Бразилии. Хотя это были все ещё единичные случаи, они оказывали положительное влияние на развитие данного искусства, так как по возвращении домой тренеры привозили не только бесценный опыт, полученный в тренировках с бразильскими мастерами, но и учебные видеоматериалы. Новая информация от первоисточника очень помогала в развитии груп на местах.

Следующим этапом в развитии отечественной капоэйры стали визиты бразильских мастеров.

Сейчас в России есть группы в Москве, Санкт-Петербурге, Орле, Брянске, Краснодаре, Новосибирске, Самаре, Челябинске, Екатеринбурге, Тольяти и многих других городах.

 

Уровни.
В капоэйре есть три ступени. Первая – маландру (переводится как бандит, мошенник). На этом этапе капоэйрист работает на себя, на свои физические данные: совершенствуя силу удара, скорость. Потом появляется - малисия. Этот уровень характерен уже тем, что человек растет как физически, так и умственно. Он начинает понимать, что не обязательно ударить прямо, сильно. Можно сделать обманное движение, заставив партнера дернутся, и провести комбинацию. Это уже ловкость и хитрость, как у лисы: не стоит идти напролом, нужно постараться «переиграть» ситуацию. Третий уровень – мандинга (магия). Это когда человек может работать не только с физическим телом, но и с энергетическим. Он понимает людей, при одном взгляде на человека может определить его намерения, оценить его качества.

Правила.
Поединок капоэйристов проходит в круге (роде). Перед схваткой они садятся друг напротив друга, пожимают руки, и с этого момента начинается игра. Пожатие рук - это обмен энергией и начало психологической борьбы. Соперники проверяют друг друга, определяя по силе пожатия руки, какой будет схватка. Схватку называют «жогой», что в переводе означает «игра». Далее происходит вхождение в круг, сопровождающееся набором разнообразных движений и завершающееся статичной позой. Обычно это стойка на руках. На входе капоэйристы не делают никаких атакующих движений. Они, демонстрируя свои физические возможности, продолжают психологически воздействовать на противника. Игра - это процесс слушанья. Капоэйрист слушает, что предлагает противник, и в зависимости от его действий делает свои комбинации. Они могут быть как защитные, так и атакующие. Игра зависит от уровня подготовленности капоэйриста. У тех, кто занимается два-три года, поединок, как правило, не жесткий. Контакт может быть только по предварительной договоренности. Удары носят демонстрационный характер. Нога, с вложенной силой для удара, замирает в миллиметре от точки его приложения. Таким образом, капоэйрист показывает, что он контролирует свои действия, и если бы нога продолжила своё движение, то была бы серьёзная травма. Это воинское искусство, и в нем есть контакт. В капоэйре нет правил, используются любые удары ногами, руками, пальцами, коленом, головой в любую часть тела. Это могут быть броски, захваты, болевые заломы. Их можно применять и для нападения, и для защиты. Если во время игры удар точно попал в цель и происходит падение противника, игра заканчивается. Игроки встают, проходят по кругу и вновь садятся у входа в круг. Здесь происходит смена соперников, начинается новая схватка.
Рода всецело зависит от музыкального ритма. Жесткий ритм – соответственно будет и жесткая игра с подсечками, ударами, бросками. Во время пения раздаются воинственные выкрики. Это нужно для поддержки игроков, для подбадривания их. Это является эмоциональным фоном в игре и украшением роды.

Музыка.

Музыка в капоэйре является одним из важных моментов этого искусства.

Тренировки и рода проходят под живую музыку. Во время роды обязательно присутствуют три основных инструмента:

Беримба́у (Berimbau) — инструмент, напоминающий лук с резонатором.

Атаба́ке (Atabaque) — традиционный африканский барабан. Высотой по пояс человеку. Ведёт основной ритм.

Панде́йру (Pandeiro) — бубен.
Категория: Танцы разных народов. | Добавил: shen (10.01.2008)
Просмотров: 3561 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта

    //vdohnovenie.ucoz.ru/

Copyright MyCorp © 2024